История экспериментов советского автопрома с электрической тягой насчитывает немало экземпляров легковой, грузовой и пассажирской техники. Особенно заметные наработки пришлись на 70-е годы в результате достижений в области электротехники, электроники и химических источников тока. Такие организации, как НИИ автомобильного транспорта (НИИАТ), Всесоюзный НИИ электромеханики (ВНИИЭМ), Всесоюзный НИИ электротранспорта (ВНИИЭТ), а также автомобильные заводы ВАЗ, ЕрАЗ, РАФ и УАЗ участвовали в создании прототипов и опытных образцов, некоторые из которых удостоились международных наград и признания. Расскажем поподробнее о некоторых из них.
Одним из самых интересных советских электромобилей стал У-131 на шасси УАЗ. Машина была создана в 1974 г. в качестве опытных образцов для 34-автокомбината «Мосторгтранса». 5 фургонов имели грузоподъемность в 500 кг. Для зарядки использовалось внешнее зарядное устройство, поэтому машины заряжались ночью в специальном боксе автокомбината.
В 1978 году на автокомбинат пришла опытная партия электромобилей УАЗ-451ми с цельнометаллическим кузовом, почти не отличающимся от обычного УАЗ-451. Зарядное устройство в этих машинах располагалось уже на борту, аккумуляторы размещались под рамой, а двигатель работал на переменном токе. 451ми можно было заряжать практически от любой электросети, например, прямо во время погрузки на базе. За час батареи заряжались на 70%. В 1978 г. главный конструктор УАЗа представил 451ми на всемирной выставке электромобилей в Филадельфии, где данная машина была единственной, которая работала на переменном токе.
Финальная версия электрической “буханки”, получившая индекс 3801, могла перевозить до 800 кг груза, развивать скорость до 70 км/ч и имела запас хода в 75 км с системой рекуперации энергии торможения. Интересно, что для управления этим электромобилем использовалось три педали: тяга (акселератор), торможения с помощью рекуперации и использования штатных тормозов.
В 1976 г. на Елгавском автомобильном заводе была изготовлена партия микроэлектробусов РАФ-2203. Снабженные двигателями в 23 кВт, они вмещали до 9 человек и развивали скорость до 60 км/ч с запасом хода около 70 километров. РАФы на электротяге, доукомплектованные солнечными панелями, использовались в качестве судейских машин на Олимпиаде 1980 года, а в 1982 г. 3 таких электромобиля были доставлены в Москву в качестве такси.
Еще один интересный экземпляр советского электромобиля был создан на Украине. Легковой электромобиль ЗАЗ-968 имел на борту новинку того времени - импульсный полупроводниковый преобразователь. Электрический “Запорожец” получил бронзовую медаль, а система его управления - серебряную в рамках ВДНХ СССР в 1974 г.
В 1976 г. на ВАЗе был создан отдел из четырех бюро, который занимался всем циклом работ, связанным с электромобилями. Первый вазовский электромобиль был создан в 1976 г. на базе универсала 2102. Машина с индексом 2102Э успешно прошла испытания Минавтопрома и получила рекомендацию к серийному производству. Электромобиль представлял собой закрытый двухдверный фургон с гофрированными панелями на месте задних окон.
В 1980-81 гг. была выпущена партия в 47 предсерийных экземпляров с индексом 2801. Никель-цинковые аккумуляторные батареи располагались на специальной алюминиевой раме, для доступа к которым был расположен люк на месте задней правой двери. Часть электромобилей использовалась в Тольятти для внутризаводских целей и почтовых перевозок. Основная партия машин ушла на Украину - к примеру, несколько фургонов эксплуатировались на предприятии по ремонту телевизоров "Гарант" в Запорожье.
Никель-цинковые аккумуляторы весили 380 кг, а электромотор, находившийся под капотом авто, выдавал 25 кВт (35 л.с.) мощности. Грузоподъемность составляла 320 кг, максимальная скорость - 87 км/ч, а запас хода - приличные даже для современных электромобилей 130 км! К сожалению, по ряду причин, связанных с недостаточным удобством эксплуатации электромобилей, внедрение 2801 в массовое производство было приостановлено. Однако, АвтоВАЗ продолжил работу в данном направлении, создав ряд опытных образцов и прототипов.
К примеру, в 1979 г. был создан открытый четырехместный электромобиль, подходящий для использования в курортных и парковых зонах. Дизайн-проект ВАЗ-1801 был создан конструкторами В. Барановским и Ю. Верещагиным и имел рамную конструкцию, а батарея размещалась в нижней части переднего отсека.
А в 1980 г. с участием дизайнера В. Пашко (автором дизайна ВАЗ-2108) был создан прототип 2802-02 - электрофургон с пластиковым кузовом.
Ближе к 1987 г. развитие электромобилей в СССР стало постепенно угасать по простой причине - во время перестройки государство практически прекратило финансирование автомобильных заводов. Однако, в 1986 г. на ВАЗе был создан НТЦ (научно-технический центр), задачей которого стала разработка перспективных моделей - в частности, там были созданы прототипы второго поколения “Нивы” и ВАЗ-2110.